Поле Пастухов – это место связано с откровением Ангела Господня пастухам о рождении Христа: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Пещера, которая служила пастухам ночлегом в Рождественскую ночь и в которой они похоронены, в настоящее время является криптой церкви православного греческого монастыря Пастухов, являющегося подворьем Лавры святого Саввы Освященного.
В окрестностях мы не встретили других паломников, храм специально для нас открыли и сразу закрыли, после того как мы его покинули. В тишине храме наши паломники пропели тропарь и кондак Рождеству Христову, а потом полюбовались на мозаику IV века.
Венцом сегодняшнего дня было посещение Горненского монастыря. Здесь нас ждало несколько интересных встреч.
В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км к юго-западу от Старого города Иерусалима, близ селения Эйн-Карем, которое считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39–56). Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, то есть находящейся на горах.
Владыка Марк 7 лет прожил в Иерусалиме и служил на территории Русской Духовной Миссии, поэтому встреченные нами матушки очень радовались, узнавая его. Все хотели обменяться с ним воспоминаниями, узнать, как он живёт сейчас, и рассказать, как они без него; угостили всех паломников вкуснейшим монастырским квасом и имбирным напитком.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в беседе с матушками монастыря и паломниками – отцами Сергием и Исаакием – под перечным деревом (если потереть между пальцами листья этого дерева, можно почувствовать запах перца).
Когда мы вошли в недавно открытый верхний храм монастыря, то услышали молитву.
«У нас сегодня вычитка. Сегодня был большой праздник Казанской Божьей матери», – прошептала нам матушка, завидев незнакомых людей в храме.Открытая, доброжелательная улыбка вместо укоризненного взгляда на щёлкающий затвор фотоаппарата в храме так поразила нас, что не познакомиться было невозможно.
«Игуменья Георгия, – представилась матушка. – Меня назвали в честь Георгия Победоносца, покровителя Москвы». И мы снова подумали о знаках, сопровождающих нас в течение всей поездки.
Оказалось, что игуменью Георгию постриг Патриарх Алексий II, с которым они были знакомы ещё по Пюхтицкому монастырю в Эстонии. А сама она прошла даже блокадный Ленинград: «Я и в морге тогда побывала», – светло улыбаясь, говорила игуменья. Поверить, что Георгии уже 85 лет, невозможно – такую силу, разумность, искренность и мощь она источала. А позже, спустившись в монастырский магазин, наш фотограф Александр Омельянчук снова увидел игуменью Георгию, но... уже на обложке одной из книг.
Место это всем паломникам очень понравилось, там было удивительно тихо и спокойно.
Вечером мы заглянули в Троицкий собор Русской Духовной Миссии, расположенный на площади Москвы. В соборе имеются две особо почитаемые святыни:
– Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ ежегодно после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы переносится на три месяца в Горненский женский монастырь, где занимает игуменское место.
– Икона святителя Николая Чудотворца. Образ был подарен Троицкому собору паломниками с парохода «Корнилов». В 1910 году корабль, плывший из Одессы в Яффу, попал в сильную бурю. После молитв пассажиров перед корабельной иконой святителя Николая буря скоро утихла.
4 часа утра. Иерусалим. Наши паломники, немного усталые, но счастливые, после службы в Храме Гроба Господня. Ощущение спокойствия, радости и умиротворения.
А перед службой у нас состоялась ещё одна экскурсия по Храму Гроба Господня. История этих мест столь богата, что ирассказывать, и слушать о ней можно бесконечно.
О том, что руководитель паломнической поездки Игорь Рауфович Ашурбейли обладает не менее широкими познаниями, чем гиды, многие паломники поняли, услышав его рассказ о следах крестоносцев в Храме. Оказалось, что войдя в храм, каждый из воинов-крестоносцев сделал на стене отметину копьём. И чем значительнее было положение воина, тем больше был крест.
В ночь с 21 на 22 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, совершил ночное богослужение в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, в православном приделе над Голгофой (местом распятия Спасителя).
«Только недавно пришёл с ночной службы, – рассказывает митрополит. – Служили на Голгофе, как и происходит обычно в пятницу. Сослуживший архиерей – мирный, спокойный человек, и потому вся служба прошла благостно и вдохновенно.
Перед Литургией подремал немного, поэтому стоять было совсем не тяжело.
Входили в храм под звуки органа – католики совершали свою службу. Перед Литургией приложились ко Гробу Господню и потом ещё раз после неё вошли во Гроб, спели «Христос Воскресе» и «Воскресение Христово видевшие». Батюшки наши рязанские остались очень довольны совершённым богослужением. Хотя, пожалуй, это слишком слабые слова, чтобы выразить их состояние.
Обычно после ночной Литургии и спать не хочется, душа ликует и наслаждается радостью. И так не хочется эту радость терять, погружаясь в сон… А накануне день прошёл чудесно. С утра –Литургия в Вифлееме, тихая, спокойная. Пели попеременно: то греки, то арабы, то наши две сестры из Горнего, приехавшие по моей просьбе. Так что служба была наполовину русская.
На паломников Литургия произвела очень сильное впечатление. После этого ещё поднялись на леса и посмотрели вблизи на реставрируемые мозаики. Большая их часть относится к XII веку.
Потом поехали в монастырь Саввы Освященного. Вошедших в монастырский храм паломников-мужчин поразила атмосфера собора: настолько явно ощущалась благодать места, почти физически. В тот же день отправились в монастырь преподобного Феодосия, видели Поле пастушков. Затем был обед в Вифлееме и переезд в Горний. Посетили оба храма. Очень быстро пролетело время в этом удивительном месте».
Утром мы направились в Вознесенский храм на горе Елеон. В храме находится могила главы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина).
Архимандрит Антонин (Капустин) – учёный-византинист, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества, церковный деятель, с его именем связан период расцвета деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
На территории Спасо-Вознесенского монастыря находится колокольня, поразившая нас своей высотой и величественностью. Говорят, среди паломников эта Елеонская колокольня известна как «Русская свеча».
Неподалёку от могилы архимандрита Антонина расположена и могила игумена Парфения, который продолжал дело своего наставника. Его убили здесь же, в 1909 году, пытаясь ограбить труженика Божьего.
Главная святыня храма –стопа Спасителя, или «стопочка»,как называют этот камень русские паломники, – камень, на котором отобразился отпечаток стопы Вознёсшегося Иисуса Христа. Расположен он напротив входа, в полу, обрамлён прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу.
Внутри часовни стены лишены всяких украшений, нет ни икон, ни лампад. И величание, которое пропели наши паломники, прозвучало в этих стенах особенно торжественно.
«Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», – убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. – Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращённым к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».
Все паломники стремятся прикоснуться к святому камню, но каменный след не стирается от этих многочисленных прикосновений.
После того как Иоанна обезглавили по приказу царя Ирода, голову святого закопали в неизвестном месте и нашли только через много лет по знамениям. В IV веке на Елеонской горе, над местом первого обретения главы Иоанна Предтечи(Иоанна Крестителя), был построен мартирий. Его оригинальная постройка не сохранилась. В 1910 году на месте мартирия возвели часовню обретения главы Иоанна Предтечи (принадлежит Елеонскому Вознесенскому монастырю). В ней сохранились фрагменты оригинальных мозаичных полов мартирия.
Отдельной мозаикой выделено место, где была обретена глава Иоанна Крестителя.
Паломница Елена Щербакова перед главной святыней храма – камнем, на котором стояла Богородица во время Вознесения Иисуса.
Наша паломническая группа окунулась в священные воды реки Иордан, в том месте, где Иисус принял крещение!Воды Иордана почитали священными и очищающими ещё со времён Первого Храма и даже раньше.
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос, будучи в 30-летнем возрасте (Лк. 3:23), с целью принять крещение. Позднее Иисус Христос завещал своим последователям соблюдать таинство крещения (Матфей 28: 19–20).
Галилейское море