В Гефсимании мы также посетили гробницу Богородицы, в которую апостолы положили ее после Успения. Над гробницей построена пещерная Церковь Успения Богородицы. Этот храм находится под землей, от входа вниз ведет широкая лестница из 48 ступеней. По преданию, здесь погребены родители Богородицы – Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник.
На фото: армянская служба.
Во второй половине дня паломники посетили Гору Сион, немецкую католическую церковь Успения девы Марии, гробницу царя Давида, горницу Тайной вечери, которая произвела неизгладимое впечатление на паломников.
Во время пребывания в церкви Святого Петра Игорь Ашурбейли и владыка Марк поразили всех участников своими энциклопедическими знаниями, дополняя рассказы гида уникальными интересными подробностями. Владыка прожил на Святой Земле 7 лет,приехал в Иерусалим в конце 1992 года в качестве члена Русской Духовной Миссии. Одной из его задач было выстраивание паломнической деятельности: владыка Марк сам писал программы для паломников, сам печатал их, договаривался по поводу транспорта, готовил сопровождающих (монахинь, послушниц), проводил с ними семинары, на которых рассказывал, как лучше донести информацию до паломников.
Вечером в ходе вечернего прохождения Виа Долороза (Скорбного Пути), паломники имели возможность второй раз посетить Церковь Гроба Господня.
Утро началось с Божественной литургии в Храме Рождества Христова в Вифлееме. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк служил её вместе с отцами Исаакием и Сергием. В службе также участвовали греческие монахи, и проходила она на трёх языках – русском, греческом и арабском.
После Литургии Владыка Марк, протоиерей Сергий и игумен Исаакий встретились и побеседовали с греческими монахами, служившими на литургии.
Епископ Феофилакт (на фото справа от Владыки Марка) в течение 17 лет служил в России, так что беседа проходила на русском языке.
Владыка Марк подчеркнул, что служба в Пещере Рождества Христова имеет особенное значение. Это маленькое помещение под амвоном Базилики Рождества Христова, в котором нет иконостаса, тем не менее отмечено печатью особой атмосферы - подлинной близости к Богу.
Именно здесь расположено место рождения Христа, отмеченное серебряной звездой с 14 лучами.
Владыка Феофилакт благословил паломников на продолжение пути.
Монахи пригласили всех наших паломников посмотреть на то, как проходит реставрация купольных фресок. Мы с радостью согласились! Преодолевая один деревянный пролёт лесов за другим, в конце концов мы оказались под самым куполом храма. Дух захватывает и от высоты, и от красоты, и от уникальности момента, ведь нам показали то, что по окончании работ увидеть так близко уже не удастся!
Надо отметить, что ремонт в храме идёт довольно давно. Это очень сложная кропотливая работа! Большую часть финансирования реставрационных работ производит Русская Православная Церковь. Нам несказанно повезло: ради высокого уважаемого гостя Владыки Марка нашим паломникам удалось увидеть уникальные фрески очень близко, специально для нас сняли покров с двух ангелов и позволили рассмотреть мозаичную технику.
Владыка обратил внимание на интересную особенность фресок: смальта (детали мозаики) укреплена под определённым углом, диагонально, благодаря чему свет падает на фреску и преломляется под углом, который перенаправляет его вниз, освещая алтарь сверху вниз.
Пока мы восхищённо осматривали фрески, к нам вышел сам реставратор этого чудаМарчелло Пьяченти. Улыбчивый и по-итальянски общительный Марчелло с удовольствием рассказал о своей работе в храме Рождества Христова, о том, что родился во Флоренции и является реставратором знаменитой галереи Уффици.
Особенно это знакомство было интересно нашим паломникам – Наталье и Сергею Матвеевым – художники смогли обсудить даже профессиональные секреты реставрации, включая используемые средства. А мы в очередной раз возрадовались чудесам, которые творились на нашем паломническом пути.
Главная святыня Храма Рождества Христова – пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом.
Возле южного входа в пещеру (слева от центрального иконостаса в деревянном киоте) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нём улыбается. И мы смогли убедиться в этом сами!
Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом. По молитве перед этой иконой исцелилась от тяжёлой болезни Великая княгиня Елисавета Феодоровна. После икону передали в Вифлеем. Риза её изготовлена из платья преподобномученицы Елисаветы.
История создания Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы:
Евангелист Лука, по преданию, написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский. Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии. В 463 году он был перенесён в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В течение почти трёх веков чудотворная икона оставалась в одном из храмов Византии – Влахернской церкви.
В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Вскоре образ Богородицы Одигитрии (в переводе с греческого языка Путеводительницы) стал одним из самых распространённых на Руси.
В наше время Вифлеемская икона очень почитается в Палестине, причём не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.
В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев.Мощи хорошо видны за решётками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры. Считается, что здесь находится около 14 тысяч костей младенцев.
Евангелист Матфей повествует во второй главе своего Евангелия о том, что волхвы – мудрецы с Востока, шедшие поклониться рождённому Царю, – вначале пришли в Иерусалим, чтобы узнать у царя Ирода, где должно родиться Спасителю. Ирод, испугавшийся, что потеряет власть, приказывает убить всех новорождённых детей в своей стране, начиная от двух лет и младше.Благочестивыми людьми убиенные младенцы были погребены в одной из пещер Вифлеема.Эти дети стали первыми мучениками за Христа.
Впещере Вифлеемских младенцевнаходится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век).
Владыка Марк на ходу перекроил нашу программу, предложив сначала поехать в удивительное место – в Лавру св. Саввы Освященного, крупнейший монастырь Иудейской пустыни, воспитавший сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.
Путь к Лавре идёт через пустыню. Монастырь не пользуется большим вниманием паломников не только из-за её некоторой удалённости от стандартных паломнических маршрутов, но и потому, что на территорию монастыря женщинам вход запрещён.
Женская часть паломнической группы дожидалась мужчин за стенами монастыря. Концентрация силы и спокойствия в этом уединённом месте оказалась столь высока, что впечатлила даже самых молодых участников паломничества. Паломник Павел Загородних признал, что это самое совершенное место, которое он увидел. В свою очередь протоиерей Сергий рассказал, что мощи Саввы сохранились необыкновенно хорошо, но увидев изъеденный палец ноги, он не смог сдержать слёз.
Выйдя из Лавры, мужчины с восторгом рассказывали о красоте и благости этого места и, хотя фотографировать там запрещено, показали фото, сделанные «из-под полы».
Монастырь был основан святым Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 году была учреждена Лавра – монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.
Ещё при жизни основателя были построены церковь святого Николая Мирликийского (491 год) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI века). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведённые при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора.
Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили монахи.
Далее наш путь лежал в монастырь Святого Феодосия Великого, построенный на месте пещеры, где остановились волхвы после поклонения Богомладенцу.
На территории растёт сразу три сорта винограда.
Храм очень молодой, внутри необычайно красиво – яркая роспись, купол цвета морской волны и каменный иконостас.
Храм расписан акриловыми красками – это наиболее практично в условиях постоянной жары.
На территории монастыря нас ждала ещё одна удивительная встреча – седой монах в сером одеянии вышел к нам навстречу с угощением.
Отец Иерофейрассказал, что ему 88 лет, 41 из них он прожил в этом монастыре, а вообще находится на службе в Патриархии уже 61 год. Он посетовал, что современное человечество отдалилось от Бога, ведёт много войн, поэтому нужна сильная молитва.
С грустью отец Иерофей показал нам камни, которые бросают в монастырь местные люди.