Прихожане хорошо знают жизнеописание Великой княгини Елисаветы Феодоровны, рождённой в этот день 161 год назад, и многие из них сегодня выбрали этот храм целенаправленно – чтобы приобщиться к духу святой Елисаветы и через обращённую к ней молитву, через прикосновение к частице её мощей укрепить свои силы в делах милосердия.

Службы, посвящённые святой Елисавете, всегда преисполнены какой-то особой красоты, нежности и жизненной силы. Перед глазами встаёт образ красивой женщины, совершавшей чудеса целеустремлённости, самоотверженности, храбрости. Женщины, обладавшей недюжинными организаторскими способностями – такими, что движут горами. Связанные с ней события не столь удалены по времени. Для нас она не икона, а живой человек.
.jpg)

«С детства я чувствую большую связь с небесной покровительницей этого храма, – сказала нам одна из прихожанок, Елизавета Щукина. – Все девочки мечтают стать принцессами, и я не была исключением. Но у нас дома было много книг о Елисавете Феодоровне, и её жизнеописание открыло мне новое измерение в этих обычных девичьих мечтах – понимание, какой должна быть НАСТОЯЩАЯ принцесса».

Немного отойдя от каноничного слога, которым принято передавать жизнеописание святого, хотим напомнить историю необычайно талантливого, умного, смелого человека, которому в своё время удалось вывести понятие «благотворительность» на новый уровень в Российской империи.
История эта началась 1 ноября 1864 года в немецком городе Дармштадт. У Людвига IV, великого герцога Гессенского и Прирейнского, и его супруги Алисы, внучки английской королевы Виктории, родилась вторая дочь, названная в честь сразу нескольких святых и предков этой чрезвычайно сановной и знаменитой в Европе семьи, – Елизаве́та Алекса́ндра Луи́за Али́са. Поскольку такое длинное имя всякий раз произносить было бы затруднительно, да и в общем не принято, дома девочку звали просто и ласково – Элла.
(1)(1).jpg)
Портрет великой княгини Елисаветы Феодоровны. Г. С. Мендельсон, 1888 г. Фотография. Государственный музей-усадьба «Архангельское», с автографом Елисаветы
Элла была принцессой по крови, а когда подросла, стала ею и по духу. В семье великого герцога принцесс воспитывали не совсем так, как мы это себе представляем по классическим сказкам и романам. Основой воспитания были образование и неустанный труд, в том числе физический.
Девочки сами обслуживали себя, они должны были научиться не только шитью и вышиванию, но и готовке, уборке – тем простым вещам, зная о которых не понаслышке начинаешь больше уважать усилия окружающих.
Кстати, уважение к людям всех сословий Людвиг и Алиса прививали детям не в последнюю очередь. Ведь истинные аристократы, тем более принцессы, никогда не будут демонстрировать взгляд свысока тем, кто родился на более низких ступенях социальной лестницы.
(1).jpg)
Имя «Елизавета» принцесса Элла получила в честь почитаемой в западно-христианском мире святой Елизаветы Тюрингской (Венгерской), прославившейся подвигами врачевания и заботой о бедных. Кстати, основам искусства медицины – навыкам оказания первой помощи – учили и дармштадтских принцесс.
Позже, уже живя в России, Елисавета Феодоровна, супруга великого князя Сергея Александровича Романова, приняла имя от святой Елисаветы – матери Иоанна Крестителя. Так в одной судьбе символически соединились сразу три знаменитых и очень сильных женщины, носящих одно и то же имя. Три Елизаветы. И эта связь проявлялась не раз.
(4)(2).jpg)
Великая княгиня Елисавета Феодоровна (53 года). Фото: wikipedia.org
Как истинная принцесса, Элла была очень красива – утончённой аристократической красотой. И хотя уже в юности она больше интересовалась проявлениями красоты духовной, нежели телесной, ей всё же суждено было выйти замуж за достойного её прекрасного принца – великого князя из Российского императорского дома.
Елисавета Феодоровна, казалось, была создана блистать в светском петербургском обществе, которому её происхождение, образование и внешность более чем соответствовали, но судьба выбрала для неё Москву, поскольку Сергей Александрович был назначен московским генерал-губернатором. Случилось это событие вскоре после того, как его юная супруга, воспитанная в протестантизме, по зову сердца приняла православную веру.
(1).jpg)
Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елисавета Феодоровна на костюмированном балу
С Москвой связана большая часть её жизни. Здесь, помогая мужу, она совершала первые серьёзные шаги в благотворительности, опекая сирот, женщин, больных и раненых. В дальнейшем она стала основательницей целого комплекса (как сейчас скажут, сети) богоугодных учреждений разной направленности. К организации их деятельности подходили по тем временам не совсем традиционно. Важнее всего было не взять попавшего в сложную ситуацию человека на иждивение, а открыть ему путь к самостоятельности, к собственной жизненной цели – поддержать, дать образование, профессию.
В Москве же случилась перевернувшая сознание великой княгини трагедия: гибель Сергея Александровича от рук террориста. Похоронив мужа, вдова окончательно отказалась от светского образа жизни, свойственного высшей аристократии тех времён. Свою веру, энергию, усилия она направила на служение Богу и людям.
В Москве стараниями Елисаветы Феодоровны была основана первая в России обитель милосердия – Марфо-Мариинская, которую великая княгиня возглавляла до момента своего ареста большевиками в 1918 году.
И из этого города, от стен своей Обители, великая княгиня, Великая Матушка, как называли её тогда, отправилась на свою Голгофу – в Екатеринбург, а потом в Алапаевск, где была заживо погребена в заброшенной шахте вместе с пятью другими представителями Дома Романовых и их приближёнными.
(2).jpg)
Елисавета Феодоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители. Фото: wikipedia.org
Подвижничество Елисаветы Феодоровны превратилось в эпос ещё при жизни. После революции 1917 года она отказалась покидать Россию, несмотря на то, что венценосные родственники были готовы предоставить ей убежище в любой из европейских стран.
По мнению великой княгини, Марфо-Мариинская обитель, где трудились сёстры милосердия и откуда продолжали распределять помощь нуждающимся со всего города, была нужна попавшим в котёл междоусобиц подданным погибшей империи не меньше, а больше, чем ранее. Сама Елисавета Феодоровна была душой, главной движущей силой всего, что происходило в стенах комплекса на Большой Ордынке.
На людей она производила едва ли не гипнотическое действие. Одним своим появлением, одним взглядом настоятельница Обители могла остановить разъярённую толпу… Так что стойкость и храбрость – тоже свойства настоящей принцессы.

.jpg)

Все описанные выше черты запечатлены в двух скульптурных изображениях великой княгини, расположенных у стен Патриаршего подворья – Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе, воздвигнутого на средства учёного, предпринимателя благотворителя, председателя Совета Императорского Православного Палестинского Общества в Государстве Израиль Игоря Рауфовича Ашурбейли. Игорю Ашурбейли принадлежит идея установить рядом два памятника, воплотивших Елисавету Феодоровну в двух её земных ипостасях, – молодой великой княгини и матушки-настоятельницы.
(1).jpg)
(1)(5).jpg)
На территории Обители Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе установлены два скульптурных портрета святой Елисаветы в двух своих ипостасях – светской и духовной
Кстати, Обитель Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе стала вторым местом в Москве, где появилось скульптурное изображение Елисаветы Феодоровны. Первое – это, конечно, Марфо-Мариинская обитель. Там памятник открылся в 1990 году, за два года до того, как основанный Великой Матушкой ставропигиальный женский монастырь был восстановлен и вернул себе статус обители милосердия. В Покровском-Стрешневе открытие памятников состоялось в 2018-м – в год, когда отмечалось столетие со дня гибели царственных страстотерпцев (царской семьи) и алапаевских мучеников.
Печатать