Вхождение во храм: фрески притвора храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

В древних церквах подкупольная сфера так и назвалась – «небо». Литургическое пространство, храмовая декорация выстраивается иконописцами именно от купола.

После ветхозаветной «прелюдии» притвора, полностью посвящённого главным сюжетам Книги Бытия, мы попадаем в основную, предалтарную часть храма, которая расположена под куполом, и переносимся в эпоху Нового Завета – эпоху Пришествия, дарованного миру как Спасение.

У себя над головой мы видим образ Христа, возносящегося в небо. Сюжет «Вознесение Господне» запечатлён под куполом большинства древних православных храмов сообразно традиции, которая восходит к Византии.

Фактически этот сюжет символизирует евангельское основание церкви. После Воскресения Христос явился Своим ученикам, благословив их крестить народы во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и был поднят ангелами на небеса. Апостолы же, получив благословение, отправились проповедовать.

Ниже, на цилиндрическом «барабане» купола храма Святой Елисаветы, опять же согласно древней канонической традиции, изображены восемь ветхозаветных пророков, слышавших Слово Божие и нёсших его людям ещё до Пришествия Мессии.

В пророчестве Исаии говорилось о том, что спаситель родится от Девы и нарекут ему имя Еммануил.

Пророк Иезекииль предрёк воскресение мёртвых.

Пророк Илия совершил множество чудес, чтобы вернуть народ Израильский от идолопоклонства к истинной вере; и по ветхозаветному преданию живым был взят на небо.

Почти за пятьсот лет до Пришествия Спасителя пророк Даниил, путём математических изысканий, точно рассчитал время рождения Христа.

Братья Моисей и Аарон – пророки, выведшие народ израильский из плена египетского. Моисей – боговидец, Аарон – израильский первосвященник, строитель скинии (еврейского походного храма).

Пророк Гедеон – отважный полководец, благословлённый Господом. Вместе с избранными Богом воинами он избавил израильский народ от набегов варварского племени мадианитян. 300 храбрецов шли в бой с кличем «Меч Господа и Гедеона!» и одержали победу над бесчисленными полчищами врагов.

Пророк Самуил помазал на царство Давида, ставшего основателем рода царей израильских, из которого вышли Богородица и муж её Иосиф.

«Паруса», расположенные под подпружной аркой купола, традиционно являются местом для изображения четырёх евангелистов, авторов канонических Евангелий – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. «Паруса» как архитектурные детали храма символизируют соединение небесной и земной сфер. Евангелисты тоже соединяли небо и землю, неся людям слово Божье.

Спускаясь взглядом ниже, в подкупольное пространство, так называемый «четверик», мы становимся свидетелями двух главных евангельских событий – Рождества и Воскресения Христова, также сюжетов, с ними связанных.

В центре композиции «Воскресение Христово» – Спаситель, в Великую Субботу вызволяющий из ада ветхозаветных праведников.

На фресках слева и справа изображены жёны-мироносицы, явившиеся ко Гробу Господню на третий день после распятия, чтобы умастить тело Христа ароматными маслами. Однако они обнаружили гробницу пустой и стали первыми, кто удостоился видеть воскресшего Спасителя.

Над созданием фресок работали художники иконописной группы «Скиния» Алексей Лукашин, Валерий Малый, Сергей Волошин, Оганес Арутюнян, Умар Марзоев, Николай Рыбаков, Сергей Олейник, Антон Конюшевский, Дмитрий и Алексей Яблочкины под руководством Валерия Фёдорова

Продолжение рассказа о фресках храма Святой Елисаветы следует…

Создание фрески «Приношение волхвов», части композиционного триптиха «Рождество Христово»

Создание фрески «Вознесение Господне»

Роспись купола: согласно канонической традиции, изображение Богородицы всегда присутствует в сюжете «Вознесение Господне»

Роспись «парусов» и создание фрески «Рождество Христово»