В Ноевом ковчеге
Создавая фрески, художники иконописной группы «Скиния» преследовали цель – визуально расширить помещения и создать пространство для единения с Богом и молитвы. Каждый сантиметр здесь наполнен особым смыслом и особенной силой.
За основу оформления выбран II помпейский стиль, который использовался в начале нашей эры для росписи вилл аристократов. Вместе с тем не утрачена связь с традициями христианского Востока и Древней Руси, на которых строится эпоха Нового Возрождения храмового искусства в России.
В изобразительный ряд вплетены архитектурные элементы, что присуще помпейскому стилю, – колонны, порталы, фигурные решётки. Это позволило создать некую перспективу, раздвинуть ограниченное пространство, не теряя эффекта мистической плоскости, свойственного православным храмам, в отличие от западно-европейских.
Любой храм по своей архитектуре и внутреннему убранству является отражением самого мироздания, Вселенной, космосом. И в то же время это другой мир, где трансцендентное становится реальностью, – мир преображённый, как писал философ и священник Павел Флоренский, где царствует Бог, Добро.
Недаром храмы издревле сравнивают с Ноевым ковчегом. Слово «неф» (название предалтарной части храма) переводится с греческого как «корабль». Ныне, как и тысячу лет назад, люди приходят сюда, чтобы спастись, оказаться хотя бы ненадолго наедине с самими собой, защитившись и очистившись от всего внешнего, суетного и не всегда дружелюбного. И проводниками в этот мир становятся именно изображения – первое, что видят прихожане, переступая порог храма. Поэтому в росписи не бывает ни одного случайного элемента. Всё имеет значение – сами сюжеты, их цветовое и образное воплощение.
От истоков
Входя в храм, мы обычно оказываемся в притворе (западная часть здания). Далее путь верующего идёт на восток – в неф, к алтарю. Наше общение с Богом, молитва, погружение в литургическое пространство начинается уже в притворе. В храме Святой Елисаветы он посвящён событиям, описанным в Ветхом Завете.
Притвор храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе.
В центре – фреска «Помазание Давида на царство»
Первый сюжет, который мы видим (шестой день творения), – создание человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их».
– Это притвор, через который человек входит в традицию, опускаясь при этом на самое основание цивилизации, – говорит Валерий Фёдоров, руководитель иконописной группы «Скиния». – Только начиная вникать в промысел Божий, задумываясь о мире и о себе, он оказывается в притворе и созерцает творение праотца и праматери. Через этот сюжет он заходит дальше.
Согласно Книге Бытия (Быт. 2:7-25; 3:1-24), Адам был сотворён из «праха земного» и помещён в Сад Эдемский. Тема райского сада, населённого «птицами небесными, всяким животным, пресмыкающимся по земле», куда человек жаждет возвратиться, прослеживается в росписи храма и далее – в виде отдельных элементов, пасторальных мотивов, аллегорий с животными. Она воплощается с помощью художественных приёмов помпейского стиля.
Создание фрески «Сотворение Евы» напротив композиции «Сотворение Адама» в притворе храма Святой Елисаветы
Так, налево от входа, у источника мы видим продолжение этой тематики в аллегорическом изображении райского бытия Адама и Евы. Две фрески, одна против другой, представляют юношу и девушку среди плодоносящих деревьев, цветов и птиц.
Это образы весны, начала истории, начала традиции.
С момента изгнания из рая люди ждали пришествия Мессии, который искупит грехи Адама, и Евы, и их потомков. Ожиданию Спасителя посвящены следующие ветхозаветные сюжеты, сопровождающие нас на пути к алтарю храма Святой Елисаветы: явление Аврааму Троицы, даяние Закона Моисею и помазание Давида на царство.
Фреска «Явление Аврааму Троицы» символизирует Завет с Богом Авраама, описанный в 12–25 главах Книги Бытия.
Было сказано Аврааму, что от него произойдёт великий народ, что в Аврааме благословятся все народы Земли. Для этого он должен оставить родину и отправиться в землю, которую укажет ему Господь. Обещание было исполнено: положено начало народу Израилеву. Как мы знаем из Нового Завета, от Авраама и сына его Исаака начинается родословная Иисуса Христа.
«Даяние Закона Моисею», где Господь призывает Моисея на служение и велит ему вывести Божий народ из плена Египетского, напоминает о следующих наиболее значимых событиях, описанных в Библии. Моисей получает от Создателя скрижали с Законом – десятью главными библейскими заповедями.
«Помазание Давида на царство» – изобразительное Слово о родоначальнике царей израильских завершает рассказ, относящийся к ветхозаветным сюжетам, подводя прихожан к нефу и теме Боговоплощения, Нового Завета. На фреске пророк Самуил держит над головой мальчика-пастуха Давида рог с елеем и совершает тайный обряд помазания его на царство вместо отвергнутого Господом первого царя Израиля Саула. Из рода царя Давида вышли Матерь Божия и муж Её Иосиф.
Над созданием фресок работали художники иконописной группы «Скиния»: Алексей Лукашин, Валерий Малый, Сергей Волошин, Оганес Арутюнян, Умар Марзоев, Николай Рыбаков, Сергей Олейник, Антон Конюшевский, Дмитрий и Алексей Яблочкины под руководством Валерия Фёдорова
Архитектурные детали в росписи (колонны, решётки, портики и так далее) – черты помпейского стиля, позволяющие «раздвинуть» пространство, сохраняя при этом необходимую мистическую плоскость
Тема Эдема – райского сада – прослеживается по всему храму в отдельных деталях росписи, пасторальных композициях и аллегориях
Продолжение рассказа о фресках храма Святой Елисаветы следует…