Алтарное пространство

Фрески храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе: купол – небо, под которым совершается литургия

Алтарное пространство храма является средоточием подлинной религиозной жизни приходской общины. Именно в алтаре совершается величайшее Таинство Церкви – Святая Евхаристия. Слово Евхаристия в переводе с греческого – «Благодарение», или Литургия, что означает «общее дело», – самые распространённые названия одного из главнейших богослужений Православной церкви.

Во время этого богослужения вспоминаются события Тайной Вечери, описанной в Евангелии. Именно тогда впервые было совершенно Великое Чудо, повторяемое вновь и вновь: хлеб становится Телом, а вино Кровью Христовой. Притом не символически, не аллегорически, а непосредственно.

Иконостас храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

В память о Тайной Вечере

Вхождение во храм: фрески притвора храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Христос, согласно Евангельскому повествованию, «Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предается; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19, 20).

Сегодня святая Евхаристия совершается в совершенно особом месте – алтаре.

Алтарь находится на небольшом возвышении и огорожен иконостасом. В центре алтаря расположен Престол, прикасаться к которому возможно лишь священнослужителю.

Престол храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Престол сегодня представляет собой стол кубической формы, на котором находятся несколько священных предметов.

В определённое время Литургии на Престол переносится заранее заготовленные хлеб и вино, которые и будут пресуществлены в Тело и Кровь Христову.

Алтарю, как священному месту, приличествует особое убранство и роспись стен. Все предметы и изображения пронизаны обилием символики и напоминают об особенном присутствии Божием.

Фрески алтарного пространства храма Святой Елисаветы

В тематической основной росписи алтаря храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе реализована идея Боговоплощения.

Ветхозаветные изображения перекликаются с Евангельскими, последовательно показывая молящимся прямые связи ветхозаветной скинии с Литургией, совершающийся в наше время.

Свод алтарной апсиды имеет медальон с изображением Богородицы и Спасителя, фланкируемый с двух стороны медальонами с изображениями Херувимов. Согласно иконописным канонам, образ Матери Божией обязательно присутствует в оформлении алтаря. В богословской поэтике Богородица воспринимается как ковчег, вместивший в себя Бога.

Апсида алтаря в храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Композиционным центром росписи алтаря является изображение, которое имеет особое название: «Ветхий днями». В основе этого сюжета лежит видение ветхозаветного пророка Иезекииля. Фреска располагается напротив Престола.

Будучи ещё юношей, пророк Иезекииль находился в вавилонском плену и однажды увидел: «…великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». Это необычное проявление природных стихий сопровождалось видением человека, льва, тельца и орла, которые двигались с быстротой молнии. Над животными было подобие престола, а на престоле – подобие человека в радужном сиянии. Пророк Иезекииль описал это как «видение подобия Славы Господней».

Животных из видения Иезекииля мы видим на фреске у подножия престола, на престоле – седовласый старец, под которым подразумевается Сам Христос.

«Ветхий днями» в храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Ещё два сюжета Ветхого Завета расположены справа и слева от престола – «Жертвоприношение Исаака» и «Лестница Иакова».

«Жертвоприношение Исаака»

Эти фрески относятся к Библейской истории, которая повествует, как Авраам, которому суждено было стать родоначальником народа израильского, безропотно повинуясь воле Божией, решил принести в жертву любимого сына своего Исаака, но был остановлен Ангелом и услышал глас Господа, велевшего не трогать отрока: «…Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

И благословил Господь Авраама, поклявшись умножить семя его «как звезды небесные и как песок на берегу моря». И благословил в его семени все народы Земли за то, что послушался он воли Господней.

«Лестница Иакова»

Иаков же – третий из библейских патриархов – увидел во сне лестницу, которая соединяла небо и землю, и Ангелов, спускающихся по ней. И стоял на этой лестнице Господь и говорил Иакову, что даст ему и потомству его землю, на которой он лежит, и будет потомство его многочисленно как земной песок, и благословятся в Иакове и семени его все племена земные.

Продолжение рассказа о фресках храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе следует...