Умягчение сердец
Праздник Успения Пресвятой Богородицы, отмечаемый 28 августа, совершенно особенный. По народному поверью в этот день смягчаются самые жестокие сердца. На человеческие души и на саму природу нисходит умиротворение, нежность и тихая радость. Говорят, если остановиться, прислушаться к этой атмосфере, можно ощутить себя ребёнком, сидящим на коленях у матери, почувствовать, что ты надёжно защищён её любовью и объятиями.
«Се Матерь твоя», – сказал Спаситель перед казнью, передавая опеку над Богородицей своему ученику Иоанну Богослову. Она стала Матерью всем христианам.
К Богородице могут обращаться за помощью даже отъявленные грешники, из-за совершённых злодеяний не решающиеся молить Господа. И каждый верующий в отчаянную минуту возносит молитву именно Ей – нашей главной Заступнице перед Богом. Она всегда услышит и ниспошлёт утешение.
Священники в праздник Успения надевают тёмно-голубые облачения. Этот цвет символизирует Небо, доброту и непорочность самого чистого создания, когда-либо жившего на Земле.
Фото: depositphotos.com
Мы печалимся, памятуя о скорби апостолов, собравшихся у смертного одра Матери Божией, и, чтя апостольскую скорбь, в течение двух недель перед 28 августа несём Успенский пост, по строгости соотносимый с Великим постом. И одновременно радуемся тому, что Богородица воссоединилась во славе с Сыном своим, завершились Её страдания и земное служение.
Во время служб, посвящённых Успению, вспоминаются слова праведного старца Симеона, обращённые к Богородице: «Оружие пройдет Тебе в душу, чтобы открылись помышления многие…» Это пророчество раскрыло глубину и силу Её будущего страдания, которое Ей предстояло перенести, стоя у креста Господня.
Канон Успения Пресвятой Богородицы, читаемый в храмах 28 августа, наиболее ярко отражает отношение Церкви к этому празднику, к этому событию:
«К жизни вечной и лучшей переходом / стала смерть Твоя, Чистая, / перенося Тебя, Непорочная, / от жизни временной / к поистине Божественной и неизменной, / чтобы в радости созерцать Тебе / Сына Твоего и Господа».
Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о предстоящей кончине (Дуччо, Маэста, деталь). Фото: Википедия
Младенец – метафора души Богородицы
О жизни Богородицы после распятия Христа мы узнаём из свидетельств апостолов и первых христиан. Она разделила апостольское служение: вместе с апостолами несла труды по проповеди Слова Божьего. Некоторое время жила в Эфесе, в доме Иоанна Богослова, посещала воскрешённого Христом праведного Лазаря, который был в то время епископом на Крите, и гору Афон. А упокоилась в Иерусалиме.
Там, у Елеонской горы, Марии было второе явление Архангела Гавриила, когда-то принесшего Ей благую весть о том, что зачнёт Она в чреве Своём от Святого Духа. На этот раз Архангел возвестил Богородице, что через три дня Она воссоединиться с Сыном Своим, и в знак истинности этого обещания передал Ей финиковую ветвь из райских кущ.
Вернувшись домой, Богородица рассказала об этом Иоанну Богослову, а тот в свою очередь принёс весть Иакову – сыну Иосифа Обручника, брату Спасителя «по плоти». Святой Иаков был священником в Иерусалиме. От него о предстоящей кончине Матери Божией узнали иерусалимские христиане.
И вот вокруг Её дома собрались многие и многие верующие во Христа. С разных концов света на облаках примчались апостолы, принесённые Святым Духом.
Иконография Успения Пресвятой Богородицы изображает Её на смертном одре, окружённом апостолами, среди которых нет лишь Фомы. А над одром – Господь в разверзшихся небесах, Который держит на руках младенца в пеленах. Младенец на руках Спасителя – это метафора чистой души Богородицы.
Икона Феофана Грека «Успение Богородицы». Фото: Википедия
Чудеса во время погребения
Собралась большая погребальная процессия, чтобы доставить одр Богородицы в гробницу Её семьи в Гефсимании. Впереди шёл Иоанн Богослов, нёсший в руках финиковую ветвь, переданную Архангелом Гавриилом.
О предстоящем погребении узнали враги христиан. В Иерусалиме поднялось большое волнение. Кипящие злобой иудейские священники пытались остановить процессию, но Господь скрыл её густым облаком. Тьма ослепила врагов. Лишь одному из иудейских священников, Афонию, удалось прорваться сквозь эту завесу. Он хотел низвергнуть, опрокинуть одр Богородицы, но Ангел мечом отсёк его руки по локоть. Афоний закричал от боли и ужаса и начал молить апостолов вернуть ему руки. Однако те ответили, что сделать это может только Господь. Иудейский священник тут же, на месте, засвидетельствовал, что уверовал в Спасителя человеческого, и тогда руки его приросли.
Через несколько дней после погребения в Иерусалим прибыл опоздавший апостол Фома. Он был призван засвидетельствовать ещё одно чудо, сопровождавшее Успение Пресвятой Богородицы. Когда апостолы привели Фому к погребальной пещере, гробницу нашли пустой. Это послужило основой для церковного предания, согласно которому Божия Матерь была вознесена на небо вместе с плотью, как до этого пророк Илия и ветхозаветный патриарх Енох.
Во многих храмах и Успенских монастырях 28 августа совершается чин Погребения Пресвятой Богородицы. Тогда из храма выносится плащаница, верующие совершают крестный ход, затем возвращаются в храм, проходят под плащаницей и прикладываются к ней.