Здесь тесно переплетаются сюжеты Ветхого и Нового Заветов, объединённые главным событием – Пришествием Христа, о котором говорили ветхозаветные пророки, и ожиданием Второго Пришествия и Страшного суда.
По периметру крестильного храма расположены 12 фресок с изображением престолов, символизирующих 12 апостолов. После Вознесения Христова апостолам было назначено проповедовать Слово Божие и крестить народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Так была основана Святая Церковь. Апостольская проповедь и апостольское служение стали одной из центральных тем росписи баптистерия.
12 фресок-медальонов над престолами – это своего рода краткий «конспект» Евангелия, знакомящий нас с основными событиями Пришествия – земной жизни Спасителя. Большинство сюжетов относятся к двунадесятым праздникам, Страстной неделе и Пасхе.
Престолы в росписи баптистерия символизируют апостолов
Рождество Пресвятой Богородицы
Родители Богородицы – святой Иоаким и святая Анна – жили праведно, но при этом во всеобщем осуждении и поношении. У них не было детей, и народ считал, что так они наказаны за грехи. Уже будучи в преклонных летах супруги узнали, что избраны Богом. Иоакиму явился Архангел Гавриил, сказавший, что Анна зачнёт во чреве девочку, через которую будет спасён мир. И старики обещали посвятить своего единственного и долгожданного ребёнка Господу. Уже в три года Мария была отдана в храм, где и воспитывалась.
Праздник отмечается 21 сентября. В этот день священники надевают синие облачения. Синий цвет символизирует чистоту и устремление к горнему (небесному) миру, что было свойственно Богородице всю Её жизнь.
Благовещение Пресвятой Богородицы
На фреске мы видим Архангела Гавриила, явившегося Марии с благой вестью: «Богородица, Дева, радуйся, благодатная Мария, благословенна Ты в женах...». Было сказано, что Святой Дух снизойдёт на Неё, Она родит Сына и нарекут имя Ему Иисус. Мария смиренно ответила: «Се раба Господня, да будет мне по Слову Твоему».
Рождество Христово
Богородица и Её обручник Святой Иосиф явились из Назарета в Вифлеем на перепись населения по повелению Кесаря, но, не найдя пристанища в перенаселённом городе, остановились в пригороде, в хлеву. Христос родился в яслях, среди бессловесных животных.
Справа на фреске светит Вифлеемская звезда, ведущая волхвов приветствовать появление на свет Царя мира, который должен навсегда изменить ход истории.
Как и два предыдущих описанных события, Рождество Христово относится к непереходящим двунадесятым праздникам, отмечаемым каждый год в один и тот же день. Цвет облачения священников – золотой, что означает прославление Рождества, прославление Христа.
Сретение Господне
На сороковой день после появления на свет ребёнка приносили в храм и посвящали Богу. Этому обычаю последовали и Богородица со Святым Иосифом. В храме Христа принял на руки праведный старец Симеон, прозванный затем Богоприимцем. По преданию, Симеон жил несколько веков. Он не мог умереть, не убедившись в истинности слов пророка Исаии, предрекшего, что «Дева во чреве приимет и родит Сына».
Скончался Симеон вскоре после того, как увидел младенца Иисуса. Богородице во храме праведный старец сказал такие слова: «Тебе оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Это означало, что Ей предстоит увидеть страдания Сына – стоять у креста.
Сретение отмечается 1 февраля. Священники надевают синие облачения – в честь Богородицы, услышавшей самое страшное для матери пророчество.
Крещение Господне
Справа на фреске Ангел Господень, слева – Иоанн Креститель, возлагающий правую руку на голову Христа. «Не я должен Тебя крестить, а Ты меня», – смиренно говорил Креститель.
Десница Иоанна Крестителя – одна из величайших христианских святынь мира. Сегодня она хранится во Франции, в Амьене.
Воды Иордана, в которых крестился Спаситель, ежегодно 19 января поворачиваются и текут вспять, как бы напоминая людям о том, что со дня Крещения Господня картина мира изменилась.
Белые облачения священников на крещенских службах – символ целомудрия Господа. Каждого ребёнка и взрослого, принимающего таинство Крещения, также одевают в белые одежды, что символизирует начало пути во Христе.
Преображение Господне
Незадолго до крестных страданий Иисус, на горе Фавор, явился апостолам Петру, Иоанну и Иакову в Своей Божественной Сущности. Помолившись, он преобразился, источая ослепительное белое сияние (отсюда возникла метафора «фаворский свет»). Застывшие в благоговении апостолы услышали глас из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Благодать от этого явления была настолько велика, что Пётр, Иаков и Иоанн не захотели покидать Фавор и попросили у Своего Учителя разрешения поставить на горе три кущи (палатки) для Иисуса, Моисея и Илии, явившихся тогда на гору и беседовавших со Христом о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении.
Хотя Преображение произошло зимой, по православной традиции празднуют его летом, 19 августа. В народе этот праздник известен как Яблочный Спас. Священники в этот день служат в белых одеждах.
Вход Господень в Иерусалим
Событие символизирует вход Господа на вольные страдания. В воскресенье Спаситель вошёл в Иерусалим, а в пятницу был распят.
Появление в городе Христа вызвало большое волнение, поскольку Его уже знали как величайшего пророка и чудотворца. Ведь всего за день до вхождения в Иерусалим Он воскресил Лазаря, который уже «смердел».
Толпа приветствовала Господа пальмовыми ветвями, горожане в знак преклонения бросали одежды под ноги Его ослика. Всего через пять дней эти же люди будут кричать: «Распни Его, распни!».
В последнее воскресенье перед Пасхой священники служат в храмах в зелёных одеждах и светят вербу, заменяющую пальмовые ветви. Этот день ещё называется Вербным воскресеньем.
Распятие Христа
«Се, сын Твой, се, Матерь твоя», – сказал Спаситель Богородице и Иоанну Богослову, доверяя заботу о Своей матери Своему ученику. Со дня распятия апостол Иоанн всегда сопровождал Матерь Божию и был рядом до последнего Её вздоха. На фреске они изображены рядом с крестом.
Служба в Великую пятницу, как и во все дни, связанные со Страстями Христовыми (мучениями Спасителя), совершается в чёрных облачениях.
Сошествие во ад
Господь разрушает адские врата – оковы спадают, и праведники от Адама выходят из ада… После распятия, прежде чем явиться живым, Христос предстал пред усопшими, томящимися от отчаяния, удостоверив Своим сошествием в ад, что души праведных войдут в Царствие Божие и упокоятся с Господом в вечной славе.
На фреске Христос выводит из ада прародителей – Адама и Еву.
В Великую субботу священнослужители надевают белые одежды, символизирующие начало новой жизни.
Явление Ангела жёнам-мироносицам
Жёнам-мироносицам довелось первым узнать о Воскресении Спасителя. Женщины явились ко Гробу Господню, чтобы умастить тело Христа ароматными маслами. Но гробница была пуста, камень, закрывающий пещеру, отвален.
«Что вы ищите живого среди мёртвых?» – вопросил Ангел, сидящий на камне.
Несколькими часами позднее одна из жён-мироносиц, Мария Магдалина, встретила Спасителя идущим по дороге и, приняв его за садовника-виноградаря, спросила: «Куда положили Господа моего?» И когда Он назвал её по имени, она по голосу узнала Его.
Чреда пасхальных и двунадесятых праздников завершается праздником Вознесения Господня и праздником Святой Троицы. На 40-й день после Пасхи на Елеонской горе Христос на глазах у своих учеников вознёсся на небо.
На 50-й день (день Святой Троицы) на всех апостолов был ниспослан Святой Дух, приняв благодать Которого, апостолы направились в разные концы земли с проповедью о Христе. Тем самым исполнив повеленное им Спасителем: «Шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
На Троицу всегда служат в зелёных одеждах, что символизирует жизнь, которую даёт Святой Дух. Этот праздник считается Рождеством Церкви.
Продолжение следует…