Этот храм был освящён его настоятелем митрополитом Рязанским и Михайловским Марком 13 мая 2012 года в присутствии Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина и Председателя Совета ИППО в Государстве Израиль, ктитора Храма Св. Елисаветы Игоря Ашурбейли.
Освящение Храма Святой Великой княгини Елисаветы 13 мая 2012 года
12 лет для жизни Храма, на первый взгляд, небольшой срок. Однако в его создание и содержание вложено столько души, что прихожане, некоторые из которых путешествовали по Святой Земле, часто сравнивают его с древними пещерными храмами, где, благодаря тысячелетней намоленности, атмосфере таинства, так легко остаться наедине с Господом.
Кроме того, по мнению прихожан, красота храма и проходящих в нём богослужений позволяют прочувствовать красоту и силу души той, кому он посвящён, той, чей подвиг служения Богу и людям потомки этих людей не забыли. В честь знаменитой благотворительницы Елисаветы Феодоровны Романовой в праздничные дни храм украшается белыми гортензиями и лилиями – символами чистоты и жертвенности.
Великую жертву принесла Елисавета Феодоровна, когда после революционных событий 1917 года отказалась покинуть Россию и созданную ею Марфо-Мариинскую обитель. Она осталась, чтобы продолжить управлять Обителью, оказывать помощь больным, раненым, всем нуждающимся, кто обращался к сёстрам милосердия. В смутное время, когда вся «тина», весь мрак поднялся со дна, приводя к волнениям толпы и многочисленным жертвам, это служение было необходимо как никогда. Однако решение остаться стоило Великой княгине жизни.
7 мая 1918 года она была арестована и отправлена на Урал. В ночь на 18 июля 1918 года большевики инсценировали «похищение великих князей бандой белогвардейцев» из Напольной школы Алапаевска, где содержались высокопоставленные узники, в том числе Елисавета Феодоровна.
Убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с нею (клеймо иконы Собора святых новомучеников и исповедников российских)
На самом деле в ту же ночь восемь человек из семьи Романовых и их окружения были вывезены тюремщиками за город, к одной из заброшенных шахт рудника Нижняя Селимская. Их сбросили в шахту, оглушив обухом топора. Согласно свидетельствам очевидцев, слышавших доносившееся из шахты молитвенное пение, жертвы расправы, или, во всяком случае, некоторые из них, скончались не сразу, а несколько дней спустя от ран и жажды. Другие источники утверждают, что смерть наступила мгновенно, а рассказы о пении под землёй относят к народным мифам и легендам.
Как бы там ни было, днём поминовения Алапаевских мучеников установлено 18 июля.
В этот день мы поминаем:
Св. Великую княгиню Елисавету Феодоровну;
Великого князя Сергея Михайловича;
Князя императорской крови Иоанна Константиновича;
Князя императорской крови Константина Константиновича (младшего);
Князя императорской крови Игоря Константиновича;
Князя Владимира Павловича Палей;
А также Фёдора Семёновича (Михайловича) Ремеза, управляющего делами Великого князя Сергея Михайловича, и сестру Марфо-Мариинской обители св. Варвару (Яковлеву), бывшую келейницей Елисаветы Феодоровны.
Когда в октябре того же 1918 года по приказу адмирала Колчака, приведшего свою армию на Урал, тела всех Алапаевских мучеников извлекли на поверхность, в документах зафиксировали, что останки Великой княгини Елисаветы сохранились нетленными, а пальцы её были сложены для крестного знамения.
Более семи десятилетий спустя Елисавета Феодоровна и Варвара Яковлева были причислены Русской Православной Церковью к лику святых как преподобномученицы.
Мощи их в своё время проделали длинный путь, прежде чем упокоиться в Святой Земле – Храме Марии Магдалины в Гефсимании. Этому скорбному пути посвящено паломничество, организованное Игорем Ашурбейли по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Маршрут паломничества пролегает из Москвы, где Елисавету Феодоровну арестовали, в Екатеринбург, где она временно содержалась в заключении, затем в Алапаевск и через Пекин – в Иерусалим.
Частицы мощей святой Елисаветы и святой Варвары привезены в Москву в Елисаветинский храм в Покровском-Стрешнево. Согласно духовному завещанию Великой княгини, она хотела упокоиться именно на московской земле – на территории, основанной ею Марфо-Мариинской сестринской обители. В Москве проходило её главное служение, здесь ею создавалась и отсюда управлялась большая инфраструктура богоугодных учреждений, включающая приюты, больницы, госпитали и школы.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна (53 года). Фото: wikipedia.org
Августейшие паломники Великий князь Сергий Александрович, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, архимандрит Антонин (Капустин) и другие паломники на освящении храма Св. Марии Магдалины в Гефсимании. 1888 г. Фото из альбома иеромонаха Тимона
Однако многое связывает её и со Святой Землёй. В Гефсиманской обители в Иерусалиме она побывала во время своего паломничества ко Гробу Господню вскоре после венчания с Великим князем Сергеем Александровичем, московским генерал-губернатором и первым Председателем Императорского Православного Палестинского Общества. После трагической гибели супруга Елисавете Феодоровне было суждено самой возглавить ИППО – организацию, на тот момент достигшую расцвета своего влияния и деятельности, по укреплению связей Российской Империи с Ближним Востоком.
Дело первых председателей продолжают нынешние руководители ИППО. Императорское Православное Палестинское Общество вновь громко заявило о себе, содействуя возвращению утраченной российской собственности у Гроба Господня и управляя Сергиевским подворьем в Иерусалиме.
Сергиевское подворье торжественно открылось после реставрации ровно 7 лет назад – 18 июля 2017 года, в день поминовения Елисаветы Феодоровны и обретения мощей Сергия Радонежского. Под управлением созданного Игорем Ашурбейли Фонда Антонина Капустина оно вернуло себе функции российского паломнического, общественного и культурного центра в Святой Земле.