– Паломничество не должно превращаться в религиозный туризм. Это разные вещи, несмотря на то что «пункт назначения» в том и другом случае один и тот же. Вроде бы люди ходят по одним и тем же местам, видят одно и то же и даже, может быть, прикладываются к святыням, но паломничество – это, прежде всего, молитва.
Паломничество – это труд души
– Нужно понимать, что паломничество – это самое главное путешествие в жизни человека. Раньше человек разделял путешествия на «святые», которые подробно описывались в путевых заметках, дневниках, и на «профанные», то есть мирские. Последние считались менее важными, их почти не описывали. В наше время всё происходит наоборот. Люди едут в другие города и страны, в основном за увеселениями. Для них издаётся масса путеводителей с подсказками, где и как отдохнуть.
Паломничество – это труд души. Трудиться хотят не все, и в этом – болезнь современного общества.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк
Известно много случаев, когда паломничество внутренне переворачивало человека, которого, казалось бы, и удивить нечем – везде бывал, всё видел. Один знакомый попросил меня помочь организовать ему экскурсию по Венеции. Я дал ему контакты протоиерея Алексия Ястребова, настоятеля прихода святых жён-мироносиц в Венеции, автора путеводителя «Святыни Венеции». Позже этот знакомый с горящими глазами говорил мне: «Отец Алексий изменил моё отношение к этому городу!».
Паломники приезжают на Святую Землю молиться
– Когда я приехал в Иерусалим в конце 1992 года в качестве члена Русской Духовной Миссии, мне пришлось полностью выстраивать паломническую деятельность. Я сам писал программы для паломников, сам печатал их; договаривался по поводу транспорта; готовил сопровождающих (монахинь, послушниц), проводил с ними семинары, на которых рассказывал, как лучше донести информацию до паломников. Многое тогда приходилось делать самому.
Всё держится на энтузиастах. На неравнодушных
Я прожил на Святой Земле 7 лет. Это время запомнилось атмосферой увлечённости. Мы читали литературу о дореволюционном паломничестве на Святую Землю, о жизни в Палестине. Мы всем сердцем ощущали, что живём в период возрождения паломничества русских людей на Святую Землю. Это, конечно, очень сильно воодушевляло, и хотелось, чтобы паломники, приезжая сюда, увидели и узнали как можно больше.
Программа пребывания на Святой Земле была очень насыщенной, и у людей почти не оставалось времени на отдых и сон. Я старался, чтобы было как можно больше литургий. Прежде всего – у Гроба Господня, в Гефсимании, в Вифлееме. Кроме того, служили в Горнем монастыре, нередко ещё раз возвращались ко Гробу Господню. Я сам старался по возможности ездить с группами на литургию – или служил, или молился с паломниками, и мне было радостно такое соприкосновение со святынями.
Храм нужнее там, где есть люди
Помню, одна группа приехала с Синая. Ночью они поднимались на гору, потом был ночлег в Горнем монастыре, а с утра отправились в Гефсиманию. Когда я рассказал об этом настоятелю Гефсиманской обители, он удивился: «Ты что! Ты же их уморишь!». Я говорю: «Паломники приезжают сюда молиться, а спать будут дома».
В 1999 году, накануне 2000-летия Рождества Христова, я старался делать так, чтобы каждая группа побывала на литургии в Вифлеемском храме. Там царит особая трогательная атмосфера. И всегда после богослужения Патриарший наместник в Вифлееме – архимандрит Анастасий – находил возможность говорить слово паломникам, благословлять их иконками, угощать кофе. Люди уходили из храма окрылёнными: лица оживали, глаза светились радостью.
Наша задача сейчас – помочь человеку открыть для себя святые места, вернуть тот дух паломничества, который был у наших предков.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.