В российской традиции верба заменила пальмовые ветви, которые жители Иерусалима бросали под ноги ослика, когда Сын Божий въезжал в городские ворота.

В те времена так встречали только царей, возвращающихся с победой. В Сыне Божьем тоже видели Царя и Спасителя. Слава о Нём и Его приближении успела облететь город.

Ведь накануне Христос воскресил Лазаря. В память об этом суббота перед Вербным воскресеньем называется Лазаревой.

И вот множество людей вышли приветствовать Христа, устилая Его путь брошенными наземь одеждами и зелёными ветвями. Всего через несколько дней эта же толпа будет кричать: «Распни его! Распни!», показав, как бывают слабы в своей вере люди.

Вербное воскресенье предваряет самую последнюю и самую строгую неделю Великого поста – Страстную седмицу, посвящённую воспоминанию Страданий Господних на Кресте. Каждый из дней этой недели называется Великим.

Собственно, с вхождения в Иерусалим и начался путь Христа на Голгофу.

Вход Господень в Иерусалим
Фреска баптистерия (крестильни) храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Через три дня, в Великий четверг, совершилась Тайная вечеря и молитва в Гефсиманском саду. В этот же день Спаситель был предан учеником своим Иудой. В Великую пятницу Сын Господень был осуждён и распят, в Великую субботу погребён.

И всё-таки Вербное воскресенье – праздник очень светлый, поскольку предвещает не только страдания Христа, но и победу над смертью, символизирует надежду, с которой живёт каждый верующий.

В этот день даже немного смягчаются строжайшие правила Великого поста – можно вкусить рыбу и немного вина.

Священники надевают зелёные облачения. Во время вечернего богослужения, в субботу, совершается чин на освящение вербы, в воскресенье вербу окропляют святой водой.

Прихожане уносят её домой и бережно хранят целый год, так же как святую воду, принесённую из храма на Крещение.

8 апреля в 17:40 и 9 апреля в 8:40 состоятся праздничные богослужения в храме Святой Елисаветы в Покровском Стрешневе.