Композиционным центром росписи является так называемая Ктиторская композиция. Она создана художниками иконописной группы «Скиния» по настоянию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, желающего подчеркнуть важность и необходимость возрождения института ктиторства в России.
Алтарь – сердце литургического пространства храма
Изображать ктиторов в храмах, которые создавались и содержались на их средства, – традиция, относящаяся к Древней Византии и Древней Руси. Ктиторские портреты и композиции можно увидеть на стенах храмов Константинополя и Киева.
Храмостроителей, как правило, запечатлевали в коленопреклонных позах, смиренно подносящими свой дар Святым или Богородице. Эти каноны соблюдены и при создании Ктиторской композиции храма Святой Елисаветы. Она напоминает о том, что храм построен и содержится на средства предпринимателя и общественного деятеля Игоря Ашурбейли.
Слева от киота с Ктиторской композицией находится канон – столик, на который ставятся поминальные свечи. Обычно над каноном помещается либо скульптурное, либо иконописное Распятие. В данном случае икону заменяет фреска.
Рядом с Крестом мы видим Богородицу и жён-мироносиц, которым предстояло первыми увидеть воскресшего Христа. Справа ещё два традиционных образа из сцены Распятия – Иоанн Богослов, один из 12 апостолов, и сотник Лонгин, пронзивший копьём тело Спасителя и исцелившийся Его кровью. Согласно преданию, после распятия и Воскресения Христова сотник уверовал в то, что Христос воистину является Сыном Божиим, и отправился проповедовать на свою родину.
Фрески храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе: купол – небо, под которым совершается Литургия
Из ктиторского придела в основной объём храма, роспись которого посвящена теме Боговоплощения, мы попадаем через сюжет Благовещения: медальон над аркой перехода в неф изображает явление Богородице Архангела Гавриила, принесшего ей благую весть о том, что от плоти Её будет рождён Спаситель.
Западная стена придела – выход из храма – посвящена теме Страшного Суда и Второго Пришествия.
Над весами, которые держит в руках Архангел Михаил, – образ Спасителя, символизирующий Слово Божие, Слово воплощённое, которое живёт в каждом человеке и судит его, когда он совершает дурное дело. Бес пытается отклонить весы в сторону зла, но Архангел отгоняет его.
Под изображением Архангела Михаила – символический натюрморт. В центре натюрморта виден преломленный гранат, воплощающий образ жертвы, прерванной жизни. Его сок – капли крови. Когда приходит час Суда, в одну сторону откладываются плевелы, в другую – пшеница, то есть зёрна, пророщенные нами во время жизненного пути.
Вхождение во храм: фрески притвора храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
Над выходом прихожане видят медальон с одним из главных храмовых образов: Господь Вседержитель, Господь Пантократор (в переводе с греческого – всевластный, всесильный). В левой руке он держит Евангелие, правая застыла в благословляющем жесте. Имя «Вседержитель» применительно к Господу не раз упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете, причём в Новом Завете это имя указывает на Спасителя Второго пришествия.
Продолжение рассказа о фресках храма Святой Елисаветы следует…
Посетив ктиторский придел, прихожане могут поклониться частицам мощей святой Елисаветы и святой Варвары, а также реликвиям, привезённым из Святой Земли. Здесь хранится часть коры Мамврийского дуба и срез ветви древа Закхея.
Мамврийский дуб, иначе называемый Дубом Авраама, по сию пору сохранился в Хевроне (западный берег Иордана, Палестинская автономия) и является свидетелем событий, описанных в Ветхом Завете. Согласно преданию, Аврааму, одному из библейских патриархов, когда он отдыхал под этим дубом во время летнего зноя, было явление Святой Троицы. А Древо Закхея, или Библейская смоковница из Иерихона, – свидетель пребывания на Земле Господа нашего Иисуса Христа. На это дерево забрался сборщик налогов Закхей, чтобы увидеть Спасителя.