15 ступеней Иерусалимского храма
Святой Иоаким и Святая Анна были бездетными супругами. Будучи уже в очень преклонных летах, они просили Господа о том, чтобы зачать ребёнка, и дали обет посвятить его Богу.
«Рождение Девы Марии». Мастер жития Марии, Старая пинакотека, ок. 1460. Фото: Википедия
Когда рождённой ими Марии было три года, они исполнили своё обещание и отдали дочь на воспитание в Иерусалимский храм.
«Введение во храм», фреска Джотто, капелла Скровеньи. Анна поддерживает свою малютку-дочь. Фото: Википедия
Маленькая девочка без помощи взошла по пятнадцати высоким ступеням храма, по которым и взрослые поднимались с трудом. Она не оборачивалась, не плакала и не звала родителей, которые остались у подножия лестницы, а быстро и уверенно поднималась навстречу первосвященнику, ожидавшему Её у дверей. Чем вызвала всеобщее изумление, ведь обычно дети ведут себя иначе. Это было тем более удивительно, что, согласно преданию, до введения во храм девочка почти не ходила. Таково было решение Святой Анны, оберегавшей дочь от всякой нечистоты: Мария не будет ходить по земле, пока не приведут Её в храм.
В канун праздника, 3 декабря, в 17:00 в храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
совершится торжественное вечернее богослужение.
А 4 декабря в 8:00 – праздничная Литургия.
Богородица жила при храме до Своего совершеннолетия. Эти годы были посвящены молитве и труду. Предание гласит, что пищу Ей приносил сам Архангел Гавриил, который с Рождения был неотступным хранителем и вестником Её.
Самое чистое и доброе создание когда-либо жившее на земле – именно так во все времена воспринимали образ Богородицы верующие, с молитвой обращающиеся к Ней за помощью в самых отчаянных ситуациях.
Икона Святой Марии. Фото: depositphotos.com
Но говорить о рождённой Иоакимом и Анной девочке как о каком-то «неземном» создании было бы неверно. Она была именно Человеком во всей полноте смысла этого слова. Человеком, который с ранних лет очень твёрдо и уверенно стоял на земле. Эту связь с землёй, свойственную Марии уже в детстве, доверие к воле Господа, спокойствие, мудрость и рационализм символизируют 15 легко преодолённых ступеней Иерусалимского храма.
Вопреки расхожему заблуждению, будто к глубокой и искренней вере приходят лишь люди восторженные и мечтательные, богословы утверждают, что вера – это, прежде всего, понятие разумное, поскольку помогает сформировать правильную, адекватную картину мира.
В каждом из нас есть огромный потенциал, поскольку все мы созданы по образу и подобию Божьему. Сейчас мы почти бессознательно вкладываем особый смысл и большое уважение в слово «Человек». «Будь человеком», «Поступай, как человек» – часто повторяем мы. И как сложно вернуться к чистой и счастливой сути, заложенной в нас Господом! Заблуждения, зло, которое мы совершаем, заслоняют в нас человеческое и уводят нас от Бога ещё со времён Адама и Евы.
«Воспитание Марии», Данте Габриэль Россетти, 1848–1849 гг., галерея Тейт. Фото: Википедия
Богородице удалось приблизиться к первозданному совершенному образу человеческому. Этому способствовало в том числе и воспитание при храме.
Родительская любовь
Праздник Введения во храм – это в некотором смысле и поучение для родителей. Жертва, которую принесли Святой Иоаким и Святая Анна, добровольно отказавшись от радости воспитания своего столь долгожданного ребёнка ради его будущего, – напоминание о том, что, если мы действительно хотим счастья для своих детей, следовало бы поступиться родительским эгоизмом.
«Святая родня» – изображение семьи святой Анны с её многочисленными внуками. В центре расположена Дева Мария, слева от неё Анна с книгой в руках, с тремя своими мужьями позади. Фото: Википедия
Поступок Святого Иоакима и Святой Анны и в древние времена казался выходящим за рамки обыденного. Ведь большинство родителей, прежде всего, видят в своих детях продолжение себя, а в их будущем – воплощение своих чаяний. Любовь к детям, как правило, тесно связана с любовью к самим себе. Поэтому так сложно бывает «отпустить» ребёнка, даже если он уже стал взрослым.
«Святая Анна с Младенцем Марией», Греция, XV век. Фото: Википедия
Родители Богородицы проявили глубочайшее уважение к Личности, поступились своими чувствами ради блага дочери. Они понимали, что произвели на свет Человека, который должен пройти Свой путь.