13 мая 2017 года в храме Святой преподобномученицы Елисаветы состоялся престольный праздник, посвящённый пятилетию со дня освящения храма. Настоятель храма митрополит Рязанский и Михайловский Марк отслужил Божественную литургию. А затем обратился к православным со словом назидания.

В проповеди после богослужения владыка Марк уделил особое внимание понятию свободы в понимании современного человека:

– Христос Воскресе! Дорогие братья и сёстры! Сегодня мы часто слышим слово «свобода». Слово, которое является «вожделенным» для нашей молодёжи. Слово, которое призвано определять возможности самовыражения человека в его мыслях, чувствах и поступках.

При этом слово «свобода» употребляется в самых разных значениях и несёт в себе многообразие смыслов.

Около 150 лет назад, в 1861 году, в России было отменено крепостное право. До этого исторически и законодательно один человек подчинялся другому, просто «по праву» происхождения, «по праву» рождения. Если такое бесправное положение можно вообще называть «правом». Многие века в самых разных государствах, империях, культурах одни люди были рабами других. Это разделение на рабов и свободных характерно для большей части человеческой истории.

И вот, наконец, сегодня, в XXI веке, казалось бы, человечество избавилось от подобной несправедливости. И нет у нас крепостных, и нет у нас рабов. Но давайте зададим себе вопрос: так ли это? Свободны ли люди?.. Именно об этом речь шла в сегодняшнем Евангельском чтении.

Апостол-евангелист Иоанн Богослов, брат ныне празднуемого апостола Иакова Зеведеева, передаёт в своём Евангелии беседу Иисуса Христа с фарисеями, в которой Господь говорит о свободе и о важных условиях обретения настоящей свободы. Книжники и фарисеи возражают Спасителю: «Мы – и так люди свободные. Мы не являемся людьми незаконнорождёнными. Потому свобода – это то, что присуще нам по праву рождения, по праву происхождения».

Господь же утверждает совсем иной принцип, совсем иное представление о содержании этого понятия. Принцип, который книжники не понимают. О чём же говорит Господь? О какой свободе?

Господь говорит о свободе внутренней. Свободе, которая является уделом весьма и весьма немногих людей.

Сколько бы мы ни говорили сегодня о том, что мы «люди свободные», о том, что мы «свободны» выбирать свой путь, на самом деле большинство из нас являются невольниками. Причём невольниками не тех или иных людей, а невольниками своих страстей. Если мы вспомним времена крепостного права, то тогда у крепостного крестьянина был один господин, один хозяин, которому он был вынужден подчиняться «по праву» рождения и происхождения. Сегодня же люди подчинены сразу нескольким господам. И господа эти – страсти, которые нами владеют.

Зачастую человек подчиняется сразу двум или нескольким страстям. Кто-то служит сребролюбию и винопитию, кто-то гневу и гордости и так далее. И все эти страсти и определяют поведение человека, при кажущейся свободе выбора.

Посмотрим же на своё поведение, дорогие братья и сёстры! Понаблюдаем за собой! Зададим себе вопрос: свободен ли наш выбор? Так ли свободно распоряжаемся мы собой, своим временем, своим досугом, своими талантами, своими способностями?.. Чаще всего люди в своём выборе поддаются сильнейшему влиянию страсти. Именно страсти чаще всего двигают людьми. И люди, как и 100, и 1000 лет назад, остаются обычными невольниками своих пороков.

Как же освободиться от них? Стать поистине свободными? Господь даёт нам «рецепт». «И познаете Истину, – говорит Он. – И Истина освободит вас». Но и тут приходится оговориться. Ведь люди часто полагают, что кто-кто, а они-то владеют истиной. И притом у каждого эта истина своя. Между тем с точки зрения Евангелия, с точки зрения верующего человека, Истина – одна! Истина заключается в том, что Иисус Христос есть «Пусть, и Истина, и Жизнь».

Иисус Христос освободил нас от греха, Своей Кровью, Своим Воскресением искупил грехи всего человечества и дал нам возможность быть свободными. И если мы пребываем в Истине, если мы полностью доверяемся Иисусу Христу как Кормчему, ведущему наш Церковный Корабль, то, конечно, тогда Господь освободит нас. И постепенно зависимость от страстей, определяющих нашу жизнь и угнетающих, стесняющих нашу свободу, будет ослаблена. И только тогда мы по-настоящему сможем стать свободными.

Итак. Свобода – это не данность! Это задание, задача, которую человек должен ставить перед собой. Задача, которую Господь ставит перед нами. Господь призывает нас: Хочешь быть свободным? Последуй за Мной. Будь в Моей Истине. И только тогда ты сможешь получить свободу!

Дай Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы в нашей душе слово «свобода» было связано не только с внешними атрибутами, но с самым глубинным нашим состоянием, с тем, что определяет наше поведение, что ведёт нас по жизни. Дай нам Бог пребывания со Христом, пребывания во Христе, пребывания в Истине, пребывания в свободе!

Христос Воскресе!