В завершение дня мы посетили город Десятиградия Суситу – рай для любителей археологии и природы. Город возник в эллинистическую эпоху как греческая колония и назывался Гиппос (Hippos, «конь» по-гречески, отсюда в переводе на арамейский язык и иврит – Сусита).
«Как мелки», – удачно подметил художник Сергей Матвеев, кивая на уложенные в ряд колонны.
Это место нечасто посещают как туристы, так и паломники. Для того чтобы увидеть Суситу, которая находится высоко в горах, нужно взбираться по крутой каменистой тропинке. И хотя идти по тропинке не так уж и долго, на изнуряющем солнцепёке это может стать испытанием. Но какие же фантастические виды открываются тем, кто решится дойти! Выжженная едва ли не докрасна холмистая долина в сочетании с высоким небом навевает мысли об инопланетном пейзаже.
В городе – руины мощной стены из тёсаного камня, улицы с колоннадой, остатки пяти византийских церквей, римского театра и двух акведуков, иудейские саркофаги.
Несмотря на постоянные ежедневные перемещения, наше путешествие по Израилю было очень комфортным. И во многом за это нужно благодарить водителей, сопровождавших нас в течение всей поездки, Вадима и Алексея. Четкость и точность их работы, налаженное взаимодействие между собой и с паломниками позволили нам без проблем посетить практически все запланированные места. А доброжелательность, ненавязчивая общительность и готовность в любую минуту оказать любую помощь способствовали тому, что расставались мы если не друзьями, то хорошими приятелями. Алексей, спасибо за wi-fi, который вы раздавали со своего телефона в нужную минуту!
В Капернауме, согласно Евангелиям, проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа.Здесь, в синагоге, Он произнёс проповедь, начинающуюся словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».Иисус пришёл в Капернаум после того, как оставил Назарет.
В 19 в. в Капернауме были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале 20 века. Здание стоит на развалинах древнего сооружения, возможно, синагоги, в которой проповедовал Иисус.
В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов – Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков.
На фото:Игорь Ашурбейли под деревом баньян (индийский фикус) в монастыре Двенадцати Апостолов. Согласно легенде, Будда Гаутама достиг просветления именно под баньяном.
В монастыре Двенадцати Апостолов, поразившем паломников ярким, ягодным цветом куполов, мы встретились с отцом Иринархом. Он один подвизается в храме, а служить не имеет права, потому что у него нет сана.
Владыка Марк зачитал отрывки из Евангелия от Марка о тех событиях, которые происходили когда-то в этих самых местах, в Капернауме.
Наша паломническая группа окунулась в священные воды реки Иордан, в том месте, где Иисус принял крещение!Воды Иордана почитали священными и очищающими ещё со времён Первого Храма и даже раньше.
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос, будучи в 30-летнем возрасте (Лк. 3:23), с целью принять крещение. Позднее Иисус Христос завещал своим последователям соблюдать таинство крещения (Матфей 28: 19–20).
Галилейское море
После того как Иоанна обезглавили по приказу царя Ирода, голову святого закопали в неизвестном месте и нашли только через много лет по знамениям. В IV веке на Елеонской горе, над местом первого обретения главы Иоанна Предтечи(Иоанна Крестителя), был построен мартирий. Его оригинальная постройка не сохранилась. В 1910 году на месте мартирия возвели часовню обретения главы Иоанна Предтечи (принадлежит Елеонскому Вознесенскому монастырю). В ней сохранились фрагменты оригинальных мозаичных полов мартирия.
Отдельной мозаикой выделено место, где была обретена глава Иоанна Крестителя.
Паломница Елена Щербакова перед главной святыней храма – камнем, на котором стояла Богородица во время Вознесения Иисуса.
Главная святыня храма –стопа Спасителя, или «стопочка»,как называют этот камень русские паломники, – камень, на котором отобразился отпечаток стопы Вознёсшегося Иисуса Христа. Расположен он напротив входа, в полу, обрамлён прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу.
Внутри часовни стены лишены всяких украшений, нет ни икон, ни лампад. И величание, которое пропели наши паломники, прозвучало в этих стенах особенно торжественно.
«Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», – убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. – Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращённым к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».
Все паломники стремятся прикоснуться к святому камню, но каменный след не стирается от этих многочисленных прикосновений.
Утром мы направились в Вознесенский храм на горе Елеон. В храме находится могила главы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина).
Архимандрит Антонин (Капустин) – учёный-византинист, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества, церковный деятель, с его именем связан период расцвета деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
На территории Спасо-Вознесенского монастыря находится колокольня, поразившая нас своей высотой и величественностью. Говорят, среди паломников эта Елеонская колокольня известна как «Русская свеча».
Неподалёку от могилы архимандрита Антонина расположена и могила игумена Парфения, который продолжал дело своего наставника. Его убили здесь же, в 1909 году, пытаясь ограбить труженика Божьего.
В ночь с 21 на 22 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, совершил ночное богослужение в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, в православном приделе над Голгофой (местом распятия Спасителя).
«Только недавно пришёл с ночной службы, – рассказывает митрополит. – Служили на Голгофе, как и происходит обычно в пятницу. Сослуживший архиерей – мирный, спокойный человек, и потому вся служба прошла благостно и вдохновенно.
Перед Литургией подремал немного, поэтому стоять было совсем не тяжело.
Входили в храм под звуки органа – католики совершали свою службу. Перед Литургией приложились ко Гробу Господню и потом ещё раз после неё вошли во Гроб, спели «Христос Воскресе» и «Воскресение Христово видевшие». Батюшки наши рязанские остались очень довольны совершённым богослужением. Хотя, пожалуй, это слишком слабые слова, чтобы выразить их состояние.
Обычно после ночной Литургии и спать не хочется, душа ликует и наслаждается радостью. И так не хочется эту радость терять, погружаясь в сон… А накануне день прошёл чудесно. С утра –Литургия в Вифлееме, тихая, спокойная. Пели попеременно: то греки, то арабы, то наши две сестры из Горнего, приехавшие по моей просьбе. Так что служба была наполовину русская.
На паломников Литургия произвела очень сильное впечатление. После этого ещё поднялись на леса и посмотрели вблизи на реставрируемые мозаики. Большая их часть относится к XII веку.
Потом поехали в монастырь Саввы Освященного. Вошедших в монастырский храм паломников-мужчин поразила атмосфера собора: настолько явно ощущалась благодать места, почти физически. В тот же день отправились в монастырь преподобного Феодосия, видели Поле пастушков. Затем был обед в Вифлееме и переезд в Горний. Посетили оба храма. Очень быстро пролетело время в этом удивительном месте».