Митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил ночное богослужение в Храме Гроба Господня в Иерусалиме

В ночь с 21 на 22 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, совершил ночное богослужение в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, в православном приделе над Голгофой (местом распятия Спасителя).

«Только недавно пришёл с ночной службы, – рассказывает митрополит. – Служили на Голгофе, как и происходит обычно в пятницу. Сослуживший архиерей – мирный, спокойный человек, и потому вся служба прошла благостно и вдохновенно.

Перед Литургией подремал немного, поэтому стоять было совсем не тяжело.

Входили в храм под звуки органа – католики совершали свою службу. Перед Литургией приложились ко Гробу Господню и потом ещё раз после неё вошли во Гроб, спели «Христос Воскресе» и «Воскресение Христово видевшие». Батюшки наши рязанские остались очень довольны совершённым богослужением. Хотя, пожалуй, это слишком слабые слова, чтобы выразить их состояние.

Обычно после ночной Литургии и спать не хочется, душа ликует и наслаждается радостью. И так не хочется эту радость терять, погружаясь в сон… А накануне день прошёл чудесно. С утра –Литургия в Вифлееме, тихая, спокойная. Пели попеременно: то греки, то арабы, то наши две сестры из Горнего, приехавшие по моей просьбе. Так что служба была наполовину русская.

На паломников Литургия произвела очень сильное впечатление. После этого ещё поднялись на леса и посмотрели вблизи на реставрируемые мозаики. Большая их часть относится к XII веку.

Потом поехали в монастырь Саввы Освященного. Вошедших в монастырский храм паломников-мужчин поразила атмосфера собора: настолько явно ощущалась благодать места, почти физически. В тот же день отправились в монастырь преподобного Феодосия, видели Поле пастушков. Затем был обед в Вифлееме и переезд в Горний. Посетили оба храма. Очень быстро пролетело время в этом удивительном месте».

Сайт Финансово-хозяйственного управления РПЦ

Богослужение в Храме Гроба Господня

4 часа утра. Иерусалим. Наши паломники, немного усталые, но счастливые, после службы в Храме Гроба Господня. Ощущение спокойствия, радости и умиротворения.

А перед службой у нас состоялась ещё одна экскурсия по Храму Гроба Господня. История этих мест столь богата, что ирассказывать, и слушать о ней можно бесконечно.

О том, что руководитель паломнической поездки Игорь Рауфович Ашурбейли обладает не менее широкими познаниями, чем гиды, многие паломники поняли, услышав его рассказ о следах крестоносцев в Храме. Оказалось, что войдя в храм, каждый из воинов-крестоносцев сделал на стене отметину копьём. И чем значительнее было положение воина, тем больше был крест.

Горненский русский монастырь в Иерусалиме

Венцом сегодняшнего дня было посещение Горненского монастыря. Здесь нас ждало несколько интересных встреч.

В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км к юго-западу от Старого города Иерусалима, близ селения Эйн-Карем, которое считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39–56). Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, то есть находящейся на горах.

Владыка Марк 7 лет прожил в Иерусалиме и служил на территории Русской Духовной Миссии, поэтому встреченные нами матушки очень радовались, узнавая его. Все хотели обменяться с ним воспоминаниями, узнать, как он живёт сейчас, и рассказать, как они без него; угостили всех паломников вкуснейшим монастырским квасом и имбирным напитком.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в беседе с матушками монастыря и паломниками – отцами Сергием и Исаакием – под перечным деревом (если потереть между пальцами листья этого дерева, можно почувствовать запах перца).

Когда мы вошли в недавно открытый верхний храм монастыря, то услышали молитву.

«У нас сегодня вычитка. Сегодня был большой праздник Казанской Божьей матери», – прошептала нам матушка, завидев незнакомых людей в храме.Открытая, доброжелательная улыбка вместо укоризненного взгляда на щёлкающий затвор фотоаппарата в храме так поразила нас, что не познакомиться было невозможно.

«Игуменья Георгия, – представилась матушка. – Меня назвали в честь Георгия Победоносца, покровителя Москвы». И мы снова подумали о знаках, сопровождающих нас в течение всей поездки.

Оказалось, что игуменью Георгию постриг Патриарх Алексий II, с которым они были знакомы ещё по Пюхтицкому монастырю в Эстонии. А сама она прошла даже блокадный Ленинград: «Я и в морге тогда побывала», – светло улыбаясь, говорила игуменья. Поверить, что Георгии уже 85 лет, невозможно – такую силу, разумность, искренность и мощь она источала. А позже, спустившись в монастырский магазин, наш фотограф Александр Омельянчук снова увидел игуменью Георгию, но... уже на обложке одной из книг.

Место это всем паломникам очень понравилось, там было удивительно тихо и спокойно.

Вечером мы заглянули в Троицкий собор Русской Духовной Миссии, расположенный на площади Москвы. В соборе имеются две особо почитаемые святыни:

– Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ ежегодно после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы переносится на три месяца в Горненский женский монастырь, где занимает игуменское место.

– Икона святителя Николая Чудотворца. Образ был подарен Троицкому собору паломниками с парохода «Корнилов». В 1910 году корабль, плывший из Одессы в Яффу, попал в сильную бурю. После молитв пассажиров перед корабельной иконой святителя Николая буря скоро утихла.

Поле Пастухов – древний храм в пещере пастухов

Поле Пастухов – это место связано с откровением Ангела Господня пастухам о рождении Христа: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Пещера, которая служила пастухам ночлегом в Рождественскую ночь и в которой они похоронены, в настоящее время является криптой церкви православного греческого монастыря Пастухов, являющегося подворьем Лавры святого Саввы Освященного.

В окрестностях мы не встретили других паломников, храм специально для нас открыли и сразу закрыли, после того как мы его покинули. В тишине храме наши паломники пропели тропарь и кондак Рождеству Христову, а потом полюбовались на мозаику IV века.

Монастырь Святого Феодосия Великого

Далее наш путь лежал в монастырь Святого Феодосия Великого, построенный на месте пещеры, где остановились волхвы после поклонения Богомладенцу.

На территории растёт сразу три сорта винограда.

Храм очень молодой, внутри необычайно красиво – яркая роспись, купол цвета морской волны и каменный иконостас.

Храм расписан акриловыми красками – это наиболее практично в условиях постоянной жары.

На территории монастыря нас ждала ещё одна удивительная встреча – седой монах в сером одеянии вышел к нам навстречу с угощением.

Отец Иерофейрассказал, что ему 88 лет, 41 из них он прожил в этом монастыре, а вообще находится на службе в Патриархии уже 61 год. Он посетовал, что современное человечество отдалилось от Бога, ведёт много войн, поэтому нужна сильная молитва.

С грустью отец Иерофей показал нам камни, которые бросают в монастырь местные люди.

Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба)

Владыка Марк на ходу перекроил нашу программу, предложив сначала поехать в удивительное место – в Лавру св. Саввы Освященного, крупнейший монастырь Иудейской пустыни, воспитавший сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

Путь к Лавре идёт через пустыню. Монастырь не пользуется большим вниманием паломников не только из-за её некоторой удалённости от стандартных паломнических маршрутов, но и потому, что на территорию монастыря женщинам вход запрещён.

Женская часть паломнической группы дожидалась мужчин за стенами монастыря. Концентрация силы и спокойствия в этом уединённом месте оказалась столь высока, что впечатлила даже самых молодых участников паломничества. Паломник Павел Загородних признал, что это самое совершенное место, которое он увидел. В свою очередь протоиерей Сергий рассказал, что мощи Саввы сохранились необыкновенно хорошо, но увидев изъеденный палец ноги, он не смог сдержать слёз.

Выйдя из Лавры, мужчины с восторгом рассказывали о красоте и благости этого места и, хотя фотографировать там запрещено, показали фото, сделанные «из-под полы».

Монастырь был основан святым Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 году была учреждена Лавра – монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Ещё при жизни основателя были построены церковь святого Николая Мирликийского (491 год) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI века). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведённые при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора.

Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили монахи.

Пещера Вифлеемских младенцев

В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев.Мощи хорошо видны за решётками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры. Считается, что здесь находится около 14 тысяч костей младенцев.

Евангелист Матфей повествует во второй главе своего Евангелия о том, что волхвы – мудрецы с Востока, шедшие поклониться рождённому Царю, – вначале пришли в Иерусалим, чтобы узнать у царя Ирода, где должно родиться Спасителю. Ирод, испугавшийся, что потеряет власть, приказывает убить всех новорождённых детей в своей стране, начиная от двух лет и младше.Благочестивыми людьми убиенные младенцы были погребены в одной из пещер Вифлеема.Эти дети стали первыми мучениками за Христа.

Впещере Вифлеемских младенцевнаходится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век).

Пещера Рождества Христова

Главная святыня Храма Рождества Христова – пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом.

Возле южного входа в пещеру (слева от центрального иконостаса в деревянном киоте) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нём улыбается. И мы смогли убедиться в этом сами!

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом. По молитве перед этой иконой исцелилась от тяжёлой болезни Великая княгиня Елисавета Феодоровна. После икону передали в Вифлеем. Риза её изготовлена из платья преподобномученицы Елисаветы.

История создания Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы:

Евангелист Лука, по преданию, написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский. Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии. В 463 году он был перенесён в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В течение почти трёх веков чудотворная икона оставалась в одном из храмов Византии – Влахернской церкви.

В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Вскоре образ Богородицы Одигитрии (в переводе с греческого языка Путеводительницы) стал одним из самых распространённых на Руси.

В наше время Вифлеемская икона очень почитается в Палестине, причём не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.